ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЭФИОПИИ
Тел.: (+251 11) 661-20-60, 661-18-28
Тел. для экстренной связи: (+251-92)990-73-61
/
10 сентября / 2019

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Эфиопии Геду Андаргачеу, Москва, 10 сентября 2019 года

Уважаемые дамы  и господа,

Переговоры с Министром иностранных дел Эфиопии Г.Андаргачеу прошли в конструктивной, доверительной атмосфере и были весьма содержательными.

Эфиопия – в числе основных партнеров России в Африке. Ценим многие десятилетия дружественных отношений с Аддис-Абебой, которые имеют более чем вековую историю. Если говорить только об официальных дипломатических отношениях, контакты между нашими народами начались гораздо раньше. Нас связывают годы солидарности нашей страны с африканскими странами в их борьбе за независимость, деколонизацию. Кульминацией процессов деколонизации на Африканском континенте стало создание Африканского союза (АС), штаб-квартира которого находится в столице Эфиопии Аддис-Абебе. В этом мы видим очередное проявление признания высокого авторитета Эфиопии на международной арене, ее принципиальной позиции в пользу соблюдения норм международного права, справедливости и демократии в международных делах. 

За период нашего партнерства накоплен солидный опыт взаимовыгодного взаимодействия, которое отвечает интересам обеих стран в самых разных областях.

Сегодня особое внимание уделили дальнейшему углублению сотрудничества в торгово-экономической сфере. Объем торговли в абсолютных цифрах не очень впечатляющий, но темпы роста внушительные. Договорились поддерживать эту тенденцию. В этой связи особое значение придаем предстоящему в начале октября в Санкт-Петербурге седьмому заседанию Межп­равительственной комиссии по вопросам экономического, научно-техничес­кого сотрудничества и торговли. Она не собиралась пару лет. Необходимо наверстывать упущенное. Условились сделать так, чтобы впредь заседания этого важного механизма проводились на регулярной основе. Договорились стимулировать работу этой комиссии, нацеливать ее на реализацию совместных инвестиционных проектов в самых разных областях, включая энергетику, в том числе, углеводородную, гидроэнергетику и ядерную энергетику. Констатировали интерес к работе в Эфиопии таких компаний, как Госкорпорация «Росатом», «Интер РАО»,   «ГПБ Глобал Ресорсиз», ОАО «РЖД», ПАО «КАМАЗ», ООО «УАЗ».

Отметили взаимодействие по линии Академии наук. В Эфиопии на базе действующей более 30 лет Совместной российско-эфиопской биологической экспедиции создается центр биологических исследований.

Среди других перспективных направлений нашего взаимодействия, которое имеет богатую историю, военно-техническое и военное сотрудничество. В переговорах в составе делегации принял участие Министр национальной обороны Эфиопии Л.Мегерса. Обсудили задачи по согласованию дополнительных нормативных документов, которые позволят более эффективно продвигать наше взаимодействие в сфере поставок продукции военного назначения и в других областях.

Отметили также хорошие перспективы сотрудничества между Россией и Эфиопией в сфере науки и образования. В российских высших учебных заведениях как в гражданских, так и в вузах Министерства обороны России, Министерства внутренних дел России обучаются многие эфиопские студенты. Мы будем расширять эту практику. По просьбе наших эфиопских друзей в будущем году в Дипломатической академии МИД России мы проведем два специализированных курса для дипломатов Эфиопии.

Обменялись мнениями по региональной и глобальной повестке дня. У нас по большинству вопросов подходы совпадают. Мы последовательно выступаем за укрепление справедливых, демократических начал международной жизни, уважение Устава ООН во всей его полноте, поиск коллективных ответов на масштабные вызовы и угрозы, за уважение права каждого народа самостоятельно определять пути своего развития.

Будем продолжать нашу координацию в ООН. Признательны эфиопским друзьям за поддержку важнейших российских инициатив. В свою очередь мы будем продвигать упомянутые мной принципы Устава ООН при обсуждении интересующих африканские страны вопросов, в том числе тематику реформы Совета Безопасности ООН.    

Говорили о положении на Африканском континенте, о тех задачах, которые необходимо решить для скорейшего преодоления многочисленных кризисов и конфликтов, прежде всего на Африканском Роге, в Южном СуданеСомали.  Подчеркнули безальтернативность урегулирования всех этих кризисов, как и кризисов в любой другой части мира, исключительно мирными, политическими средствами с опорой на всеохватывающий национальный диалог. В том, что касается африканских стран и Африканского континента, мы твердо выступаем за то, чтобы именно африканцам принадлежала определяющая роль в согласовании тех путей, которые будут применяться для решения африканских проблем. В СБ ООН мы будем руководствоваться исключительно этими подходами. 

Мы, конечно же, обсудили подготовку к первому в истории саммиту Россия-Африка, который состоится в конце октября в Сочи. Признательны нашим эфиопским друзьям за тот вклад, которые они вносят в подготовительную работу.  

Вопрос: Накануне ВЭФ-2019 Президент Франции Э.Макрон заявил, что Россия является важнейшим партнером Европы и ее нельзя потерять. На днях газета The Washington Post опубликовала материалы на эту же тему. Видите ли Вы противоречия в занимаемых Э.Макроном в разное время позициях, или дело в том, что Европа не способна решить стоящие перед ней проблемы без участия России в свете непостоянства американской Администрации в последнее время?

С.В.Лавров: Я не вижу противоречий в подходах Президента Франции Э.Макрона к отношениям с Россией. Не вижу изменений в этих подходах за его президентство, которое, разумеется, продолжается. Напомню, что одной из первых инициатив Э.Макрона сразу после его вступления в должность в 2017 г. было приглашение Президенту России В.В.Путину посетить Францию с визитом. Состоялась их весьма важная встреча в Версале. Затем последовало приглашение уже от В.В.Путина, и в прошлом году Э.Макрон посетил ПМЭФ. Осенью 2018 г. В.В.Путин был в Париже по приглашению Э.Макрона на мероприятии, которое назвалось Парижский форум мира. В этом году состоялась очень подробная доверительная беседа в форте Брегансон, куда Президент России В.В.Путин был приглашен французским лидером. Все это говорит о том, что с самого начала вступления в должность Э.Макрон уделял особое внимание отношениям с Россией, понимая ненормальность той ситуации, которая сложилась в результате реакции Запада на происходившее в Крыму и на Украине в 2014 г., когда в результате государственного переворота Россия, русский язык и русская культура были подвергнуты прямой угрозе со стороны пришедших к власти национал-радикалов, когда Россия откликнулась на просьбу жителей Крыма, по итогам референдума попросивших о воссоединении с исторической родиной, и когда Россия не поддержала тех, кто хотел восточную часть Украины – Донбасс – утопить в крови и подавить любое сопротивление государственному перевороту. В тех условиях реакция Запада была неадекватной. Санкции были введены с тем, чтобы сорвать злость из-за того, что у них не получилось провести операцию по подчинению Украины тем, кто будет послушно выполнять западную волю. Я вынужден делать это отступление, потому что многие сейчас говорят, что они не будут радикально менять отношения с Россией, пока она не решит все проблемы на Украине, которые она обязалась решать – Минские договоренности и прочее. Россия ничего не должна делать. Минские договоренности должны выполнять Киев, Донецк и Луганск. Мы тоже не забываем того, что произошло в 2014 году. И я, кстати, сказал об этом вчера моему коллеге Ж.-И. Ле Дриану, когда мы проводили заседание российско-французских переговоров на министерском уровне в формате «2+2». Нам западные коллеги говорят, они не могут забыть, и поэтому нам надо исправиться, и потом у нас все будет хорошо. Мы тоже не забываем, как был поддержан государственный переворот, совершенный вопреки тому, что Евросоюз в лице Франции, Германии и Польши гарантировал договоренность между В.Ф.Януковичем и оппозицией 21 февраля 2014 года. Когда на следующее утро эту договоренность разорвали, ни Франция, ни Германия, ни кто-либо еще в ЕС даже не попытались урезонить оппозиционеров, которые наплевали на подпись Парижа, Берлина и Варшавы. Мы тоже не забываем этого. Но мы не будем превращать нашу оценку действий Запада в той ситуации в препятствие для развития нашего стратегического партнерства с Евросоюзом, которое на бумаге, действительно, остается стратегическим. Никто не отменял соглашение, которое было подписано в 1994 году (Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией подписано 24 июня 1994 года; вступило в силу 1 декабря 1997 года - прим). То, что Президент Э.Макрон сейчас без всяких оговорок говорит, что им нужно разговаривать с Россией по всем без исключения вопросам – по тем, где наши позиции совпадают, и тем более по тем проблемам, где мы пока видим ситуации по-разному. Считаю, что это подход государственного деятеля, ответственный, в котором нет никакой благотворительности по отношению к России, который основан на осознании коренных национальных интересов Франции, на коренных интересах всей Европы, Евросоюза, который идет в русле идей, не раз звучавших с французской земли. Имею в виду позицию, озвученную генералом Ш.Де Голлем, Ф.Миттераном, Ж.Шираком. Все они говорили, что Европа должна видеть и строить свое будущее совместно с Россией. Была концепция от Атлантики до Урала, затем появилась более всеобъемлющая концепция – от Атлантики до Тихого океана, от Лиссабона до Владивостока. Те европейские лидеры, которые, как Президент Э.Макрон, понимают эту историческую тенденцию, конечно, будут встречать понимание и взаимность с нашей стороны. Мы всегда будем готовы работать в интересах и ЕС, и России, и всех стран, которые расположены на этом геополитическом пространстве – огромном континенте Евразия – и связаны общей судьбой.

Вопрос: На днях американские СМИ сообщили, что якобы после Вашей встречи с Президентом США Д.Трампом в 2017 г. в США был перенаправлен агент американских спецслужб, который якобы занимал высокопоставленные должности в российских властных структурах. По данным СМИ, его имя – Олег Смоленков, и он якобы ранее работал в Управлении делами Президента, в Министерстве иностранных дел и в Посольстве России в США.  Как Вы можете прокомментировать эту информацию, и насколько она соответствует действительности?

С.В.Лавров: Насчет этого гражданина сегодня был сделан комментарий  пресс-службой Кремля. Я его никогда не видел, никогда с ним не встречался, не следил ни за его карьерой, ни за его передвижениями. Не хочу комментировать слухи, тем более что никогда не общался с этим человеком.

Могу комментировать только факты. Вы упомянули о моей встрече с Президентом США Д.Трампом в мае 2017 г. в Белом доме. Это был ответный визит: за пару месяцев до этого тогдашний Государственный секретарь США Р.Тиллерсон был в Москве, провел переговоры со мной, был принят Президентом России В.В.Путиным. 10 мая 2017 года я был в Вашингтоне. После переговоров в Государственном департаменте мы направились в Белый дом, где состоялась продолжительная беседа с Д.Трампом. В ходе этой беседы никто никому никаких государственных или даже не государственных секретов не выдавал. Это подтвердил присутствовавший на встрече тогдашний советник Президента США по национальной безопасности Г.Макмастер. Это подтверждают и другие люди, которые мало-мальски знакомы с тем, что тогда обсуждалось.

Обсуждалась тогда, прежде всего, необходимость выправить отношения и ликвидировать тот ущерб, который Администрация Б.Обамы нанесла двустороннему взаимодействию, по сути дела обрушив перед уходом из Белого дома все мало-мальски значимые механизмы сотрудничества между Москвой и Вашингтоном. Мы говорили с Д.Трампом о том, что это не идет на пользу ни нашим двусторонним отношениям (потому что страдают бизнес, культурные и гуманитарные обмены), ни  международным отношениям, усилиям мирового сообщества по решению многочисленных проблем, урегулирование которых, как признавали и продолжают признавать многие, в решающей степени зависит от взаимодействия между Россией и Соединенными Штатами. Вот о чем шла речь. На той беседе в Белом доме было особо подчеркнуто, что наибольший ущерб такие действия Б.Обамы по разрыву устоявшихся механизмов сотрудничества нанесли взаимодействию по борьбе с международным терроризмом. Со стороны Президента США Д.Трампа и с нашей стороны была выражена решимость делать все, чтобы восстанавливать эти абсолютно необходимые в современных условиях каналы сотрудничества.